Рабочие программы педагогов
Рабочие программы педагогов МБДОУ № 117 разработаны в соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации", Положением о рабочей программе МБДОУ № 117, образовательной программой детского сада, учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
Рабочие программы являются нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в МБДОУ, содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающего образовательные потребности, возможности и особенности развития воспитанников, систему отношений субъектов педагогического процесса и условия деятельности. Рабочие программы составлены на основе примерной общеобразовательной программы "Вдохновение" под ред. И.Е. Федосовой. Рабочие программы рассматриваются и утверждаются на Педагогическом совете МБДОУ. Оригиналы рабочих программ, утвержденных заведующим, находятся у педагогов, копии и электронные варианты – в методическом кабинете.
Рабочая программа (коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет с ТНР)
Аннотация
Тяжелые нарушения речи (ТНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляют собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников определяется тремя уровнями речевого развития и может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
Данная рабочая программа составлена на основе "Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи" под ред. Л.В. Лопатиной, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей. А также учитываются теоретические положения программы "Вдохновение" под ред. И.Е. Федосовой и опыт работы, представленный в современных коррекционно-развивающих программах Министерства образования РФ, научно-методических рекомендациях Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.В. Курдвановской, Т.Р. Кисловой и др.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
- Обследование воспитанников общеразвивающих групп (средний и старший дошкольный возраст) МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальной и подгрупповой НОД.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.
- Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
Программа предназначена для детей со вторым, третьим уровнем речевого развития от 5 до 7 лет в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Срок реализации данной программы рассчитан на два года.
Рабочая программа (физическое развитие детей 1,5-7 лет)
Аннотация
Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью работы нашего дошкольного учреждения.
Данная рабочая программа обеспечивает физическое развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных и психических особенностей.
Цель рабочей программы – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма.
- Достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности.
- Воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности.
- Создание условий для целесообразной двигательной активности детей.
- Формирование жизненно необходимых двигательных действий.
- Формирование широкого круга игровых действий.
- Развитие физических качеств.
- Содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия.
- Формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах.
- Воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Программа построена с учетом взаимосвязи образовательных областей, обеспечивающих физическое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое и речевое развитие детей. Программа реализуется через физкультурные занятия и физкультурно-оздоровительную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Рабочая программа (музыкальное воспитание детей 1,5-7 лет)
Аннотация
В современной дошкольной педагогике раздел "Музыка" рассматривается как средство развития у детей эмоциональной отзывчивости, процесс активизации музыкально-эстетического воспитания и развитие их творческих способностей. Осваивая эту область знаний, дети приобщаются к музыкальному искусству, к восприятию прекрасного, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию музыки и характерные особенности музыкального образа.
Рабочая программа по реализации раздела "Музыка" разработана с учетом основных принципов требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, на основе программы "Ладушки" И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой.
Рабочая программа предполагает развитие художественно-эстетической сферы ребенка средствами музыкального воспитания через обогащение музыкального и игрового материала в организации образовательного процесса по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре народов мира.
Задачи:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии).
- Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре Ростовской области.
- Подготовить детей к освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
- Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Данная программа описывает курс подготовки по музыкальному развитию детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет в соответствии с возрастными, индивидуальными и психическими особенностями, на основе обязательного минимума содержания по разделу "Музыка" для ДОУ, с обновлением содержания по программе "Вдохновение" под редакцией И.Е. Федосовой.
Рабочая программа для детей 1,5-3 лет
Аннотация
Настоящая программа разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании в РФ", ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "Вдохновение" под редакцией И.Е. Федосовой.
Программа рассчитана на один год работы с детьми от 1,5 до 3 лет, является приложением к образовательной программе МБДОУ № 117, предназначена для правильного определения и обоснования содержания образования, целостного планирования учебного процесса.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: "Физическое развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи психолого-педагогической работы решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
Рабочая программа для детей 3-4 лет
Аннотация
Данная рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" под редакцией И.Е. Федосовой, ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО, Образовательной программы МБДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второй младшей группы и направлена на формирование общей культуры, всестороннее развитие воспитанников детского сада, обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель Программы – целостное и разностороннее развитие детей дошкольного возраста, создание системы образовательных процессов и условий, поддерживающих активное участие детей в образовательной деятельности, обеспечивающих индивидуализацию их развития и позитивную социализацию.
Программа решает следующие задачи:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.
- Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной Программы.
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразие содержания образовательной Программы и организационных форм уровня дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Образовательная деятельность по программе осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Рабочая программа для детей 4-5 лет
Аннотация
Рабочая программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" под редакцией И.Е. Федосовой и определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей средней группы, обеспечивает развитие детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Целью рабочей программы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них привычку к здоровому образу жизни, содействие своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, обеспечение каждого ребенка возможностью радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Цель реализуется через решение следующих задач, которые соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:
- Обеспечивать охрану здоровья.
- Способствовать физическому развитию.
- Способствовать становлению деятельности.
- Закладывать основы личности.
- Способствовать становлению сознания.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта.
- Создавать условия творческого самовыражения.
Рабочая программа направлена на развитие дошкольника по всем пяти направлениям, отраженным в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Многообразие методов и приемов, используемых в воспитательно-образовательном процессе в средней группе позволяют решить основные задачи, связанные с созданием условий по укреплению физического и психического здоровья детей, развитием индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности, интеллектуальных способностей, воспитанием любви к природе, воспитанием основ безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание рабочей программы включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
В рабочей программе представлена часть, формируемая участниками образовательного процесса и перспективно-тематическое планирование вариативной части программы.
Рабочая программа для детей 5-6 лет
Аннотация
Рабочая программа разработана на основе Федерального закона "Об образовании в РФ", ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "Вдохновение" под редакцией И.Е. Федосовой.
Особое внимание в Программе уделяется личностному и социально-эмоциональному развитию детей; сохранению и укреплению их здоровья; поддержке индивидуальных интересов и потребностей, развитию творческих способностей; воспитанию у дошкольников таких качеств, как уважение к традиционным ценностям, патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций. Эти цели реализуются в процессе разных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), трудовой, музыкальной, чтения.
Основная цель инновационной деятельности – обеспечение эффективности введения ФГОС ДО в детском саду, повышение качества образовательной деятельности, создание условий для развития индивидуальных потребностей и способностей воспитанников, повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
Рабочая программа для детей 6-7 лет
Аннотация
Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования "Вдохновение" под редакцией И.Е. Федосовой.
Программа разработана с учетом характеристик социокультурной ситуации развития детства в современном обществе, подробно проанализированных в разделе "Введение" примерной основной образовательной программы "Вдохновение".
Целью образовательной деятельности дошкольного учреждения является психолого-педагогическая поддержка развития с опорой на сильные стороны и способности всех детей и тем самым предоставление им равных шансов для получения качественного образования.
Основные задачи работы подготовительной группы на 2022-2023 учебный год:
- Обеспечить условия для всестороннего развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка.
- Создать оптимальные условия для активного использования новых форм организации образовательной деятельности по выбору и инициативе детей.
- Продолжать работу по формирование основ базовой этнокультуры у дошкольников.
- Обеспечить методическое сопровождение педагогов в овладении инновационными образовательными технологиями.
- Оптимизировать сотрудничество детского сада и семьи, с целью создания единого образовательного пространства.
- Укреплять межсетевые связи по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования.
- Расширять радиус связей с окружающим социумом с целью обогащения образовательного потенциала ДОО.
Настоящая программа, реализуя инновационные подходы к дошкольному образованию, рекомендует выстраивание кооперации и преемственности между уровнями дошкольного образования и начальной школы на основе общей социо-конструктивистской интерактивной модели образования в рамках культурно-исторического и деятельностного подходов, в котором реализуется равновесие между игровой, поисковой и исследовательской активностью самого ребенка (конструктивистский подход, делающий акцент на самообразовании и саморазвитии ребенка в специально подготовленной среде) и активностью взрослого, поддерживающего и обогащающего учебный опыт ребенка (социо-конструктивисткий подход).